Взаимоотношения предприятий с налоговыми органами.

Почти все многообразие совершаемых финансовых трансакций фирмы есть результат взаимоотношений фирмы с субъектами внешней среды. Особую значимость в финансовой, жизни фирмы имеют взаимоотношения с налоговыми органами и другими органами анало­гичного назначения по поводу налогов и сборов в кассу государства, и местных органов. Во всех странах эти отношения появляются вместе с рождением фирмы и сопровождают ее на всем протяжении жизни.

С давних времен политологи, экономисты, юристы задумывались над проблемой налогов. Размышляя о природе государства и механизме его функционирования, ученые постоянно наталкивались на мысль: на какие же средства существует государство, откуда они поступают? Совершенно очевидно, чтобы содержать аппарат принуждения и уп­равления, как имманентные атрибуты любого государства, нужны оп­ределенные средства. Безусловно, эти средства должны носить центра­лизованный характер, иначе не может быть реализована ни внешняя, ни внутренняя политика государства.

На протяжении человеческой истории формирование централизо­ванных средств государства осуществлялось разными путями — от са­мых варварских (путем физического изъятия этих средств со своих подданных) до современных, цивилизованных — путем принудитель­ных сборов налогов. Следовательно, залоги представляют собой принудительные сборы с налогоплательщиков в денежной форме с целью формирования централизованных фондов государства Другими сло­вами, налоги носят фискальный характер, т. е. характер принудитель­ного изъятия.

Пока существует государство, существуют и налоговые отношения, и в этом смысле они носят объективный характер. Специфика этих отношений состоит в том, что между налоговыми органами, с одной стороны, и фирмами и гражданами как налогоплательщиками, с дру­гой, часто возникают противоречия, иногда переходящие в антагонизмы и конфронтацию по поводу размеров налогов. Более 200 лет назад А. Смит в своем знаменитом трактате «Исследование о природе и при­чинах богатства народов» писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостоя­ния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении: все остальное сделает естественный ход вещей». Это известное предположение с тех давних пор никто не отважился опровергнуть, хотя очень редко государства и правительства следовали ему.

Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:

· налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;

· платить только минимальную сумму положенных налогов;

· платить налоги следует в последний день установленного для этого срока.

По существу на этих принципах строятся взаимоотношения между фирмой и налоговыми органами. Такое стремление мы наблюдаем во всех странах с развитой рыночной экономикой. В современной Рос­сии картина обратная. Поданным налоговых органов в 1996 г. из 2, 7 млн. зарегистрированных налогоплательщиков — юридических лиц:

· 16% следовали в своей деятельности вышеизложенным принципам;

· 20% платили налоги неравномерно, с нарушением сроков;

· 30% хронические должники по налогам;

· 43% не платили налоги вообще, т. е. это «мертвые» предприятия или представляются таковыми.

При всем многообразии форм и видов налогов они делятся на две большие группы:

· прямые налоги;

· косвенные налоги.

Прямые налоги — это те, которые налогоплательщики уплачивают непосредственно из своих доходов, со своего капитала, земли, недви­жимости и т. д. Под косвенными принято понимать налоги, которые, производители товара перекладывают на конечных потребителей своей продукции, работ, услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные платежи). В большинстве случаев в качестве конечного потребителя выступает население.

Основным прямым налогом является налог на прибыль. В доходах бюджета нашей страны до последнего времени он занимал домини­рующее положение. Налог на прибыль используется практически во всех странах с рыночной экономикой. Главное его достоинство — на­личие общепринятой, хорошо изученной и отработанной в учете, от­четности и статистике налоговой базы — прибыли.

Другой вид прямого налога — подоходный налог с населения, кото­рый не является новым в хозяйственной практике. В области его при­менения накоплен большой опыт. Вместе с тем радикальные изменения, происходящие в производственных отношениях, наложили со­ответствующий отпечаток и на подоходное налогообложение населе­ния. Расширена сфера действия этого налога, поскольку кроме основ­ного традиционного источника доходов населения — заработной платы — появился ряд новых, привнесенных рынком источников доходов граждан, например проценты, дивиденды и др. Большие изменения вносятся в подоходное налогообложение с целью обеспечения мер по социальной защите населения. Достигается это путем увеличения раз­мера необлагаемой части заработков, а также понижением налоговых ставок в начале шкал налогообложения, полным или частичным осво­бождением отдельных категорий граждан от подоходного налога.

К прямым налогам относятся также налог на недвижимость, на землю и другие, которые не нашли пока существенного распространения в нашей стране.

Мировой практикой доказано, что прямые налоги значительно эффективнее косвенных. При прочих равных условиях чем выше доля косвенных налогов в общей массе налоговых поступлений, тем слабее связь эффективности и результативности хозяйствования с бюджетом. Тем не менее доля косвенных налогов в нашей стране в последние годы существенно увеличилась.

Основным представителем косвенных налогов во многих странах, в том числе и в России, является налог на добавленную стоимость (НДС). По своему содержанию НДС следовало бы назвать налогом на конеч­ное потребление, поскольку в действующих методиках его исчисления не удалось выдержать методологический подход, обеспечивающий един­ство налогооблагаемой базы на всех стадиях производства продукта, зато четко прослеживается стремление сделать основным налогопла­тельщиком конечного потребителя товара.

Параллельно с налогом на добавленную стоимость взимается дру­гой косвенный налог — акцизы, т. е. фиксированная сумма налога на определенные товары. Ставки акцизов, установленные в процентах к стоимости продукции в отпускных ценах, применяются к ограничен­ному кругу товаров не первой необходимости и к предметам роскоши. Акциз включается и облагаемую базу налогом на добавленную стоимость.

В специальной литературе встречается и другая классификация на­логов — в зависимости от характера объекта налогообложения:

· налоги с доходов (выручки, прибыли, зарплаты);

· налоги с имущества (предприятий и граждан);

· налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (опе­рации с ценными бумагами, с доходов казино и др.);

· налоги за выполнение некоторых действий (таможенные и государ­ственные пошлины).

При всей очевидной правомерности обеих классификации вопрос этот не столь прост, поскольку проистекает из самой сущности нало­гов, а потому является предметом исследования фундаментальной тео­рии финансов.

(Современная налоговая система — это сложный механизм, кото­рый в современной России имеет характерные особенности:

· высокий удельный вес косвенных налогов;

· явный акцент в распределении тяжести налогового бремени между гражданами и фирмами в сторону последних;

· наличие разветвленной государственной налоговой службы РФ с жесткой вертикальной иерархией органов (инспекций) с парал­лельным выполнением налоговых функций двумя другими федеральными ведомствами: органами налоговой полиции и орга­нами Государственного таможенного комитета РФ;

· обязательность постановки всех налогоплательщиков на учете в налоговых органах. На практике это означает, что расчетные и дру­гие счета в банках могут отрываться фирме только после поста­новки ее на учет в налоговой инспекции и сообщения последней информации об открываемых счетах;

· наличие жестких карательных мер за нарушение налогового зако­нодательства — от принудительного взыскания с фирмы-виновника недоимок в бюджет до тюремного заключения ее служащих;

· действие режима приоритетной очередности налоговых платежей;

· громоздкость и крайняя изменчивость налогового законодательства. При этом следует иметь в виду, что изменчивость и гибкость налоговой системы совершенно не одно и то же. В международ­ной финансовой практике под гибкостью налоговой системы принято понимать наличие прав у налогоплательщиков пере­считывать суммы налогов за определенный прошлый и будущий периоды. К примеру, если фирма США сегодня терпит убытки от основной деятельности, то эти убытки она имеет право вы­честь из налогооблагаемой прибыли за 3 прошлых года и 15 бу­дущих лет. Подобных прав у отечественных фирм сегодня нет.

Современная отечественная налоговая система по форме (назва­нию и количеству налогов) мало чем отличается от налоговых систем большинства стран Запада. Однако в содержании отдельных налогов, характере стимулирующей функции налоговой системы у России в сравнении с теми же странами мало общего.

Стимулирование подъема и развития приоритетных направлений экономики через налоговую систему, создание условий налогового протекционизма характерно для экономик переходного периода. Это подтверждается опытом Японии, Южной Кореи, США в период пре­одоления депрессии 30-х годов, современной налоговой политикой Китая. Тем не менее современная налоговая система России, к сожа­лению, подобными качествами не обладает и не имеет достаточной связи с реальными условиями функционирования экономики.

Отечественная налоговая система аккумулировала в себе принципы двух налоговых систем: Америки и континентальной Европы. В аме­риканской налоговой системе акцент сделан на подоходном принципе налогообложения, в европейской — на обложении оборота в форме налога на добавленную стоимость. В российской налоговой системе присутствуют оба акцента, что и позволяет ее характеризовать как чрез­мерно жесткую, направленную лишь на разрешение проблем дефици­та государственного бюджета. В таких условиях говорить о стимули­рующей функции налоговой системы по меньшей мере неуместно.

Современная налоговая система России не соответствует общепринятым требованиям теории налогообложения, что особенно наглядно проявляется в косвенных налогах.

Теоретически базой обложения налогом на добавленную стоимость является вновь созданная стоимость фирмы. В современной России базой для начисления налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата как реальные элементы вновь со­зданной стоимости, но и амортизационные отчисления.

Изъятие части амортизации через НДС вместо стимулирования подавляет инвести­ционную активность фирм в условиях общего спада в экономике. Кроме того, в состав налогоблагаемой базы для исчисления НДС включают­ся акцизы, сумма таможенных пошлин, которые элементами вновь созданной стоимости также не являются. Вследствие этого НДС теряет свое теоретическое содержание, превращаясь на практике в налог с продаж, увеличивающий цену товара.

Возможно, с выходом Налогового кодекса РФ специфические чер­ты отечественной налоговой системы станут не столь актуальны; ожида­ется ослабление налогового бремени для фирм, сокращение количества налогов.

Несмотря на очевидную агрессивность государственной налоговой политики в России, фирмы при умелом использовании рассмотрен­ных выше принципов построения взаимоотношений с налоговыми ор­ганами могут вполне успешно функционировать в современных усло­виях. Важно всегда помнить: налоги для тех, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы.

       

      Олигополии

      Монополии

      Лизинг


      Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.