Взаимоотношения фирмы с банками

В современной России осуществление любой фирмой своей осно­вополагающей финансовой функции — обслуживание платежей и рас­четов — невозможно без участия коммерческих банков. Даже элемен­тарные финансовые трансакции по осуществлению движения налич­ных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации — сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения по­вышения степени надежности перемещения денежных средств в лю­бой форме между субъектами экономических отношений такой поря­док в известной мере оправдан.

С появлением банков как специальных институтов профессиональ­ного управления денежными ресурсами резко возросли гарантии пере­мещения денежных средств в экономике. Банки как финансовые по­средники, обслуживающие платежи и расчеты в экономике, играют исключительно важную роль в организации и функционировании пла­тежной системы любой страны. Известны случаи, когда банкротство нескольких крупных банков страны становилось причиной сильней­ших потрясении всей ее финансовой системы.

В России к началу рыночных реформ функционировали десятки новых негосударственных банков, а с началом реформ их количество начало расти в геометрической прогрессии. Никаких серьезных пре­пятствий для образования новых банков и должного контроля за их работой со стороны Центробанка России не существовало. В началь­ный период рыночных реформ многие из коммерческих банков актив­но включились в новый, весьма выгодный, но грязный бизнес по вре­менному присвоению чужих денежных средств, и фирм прежде всего. Все чаще деньги клиентов терялись по пути от банка плательщика до банка получателя. Эти явления приняли массовый характер, и банки начали быстро терять доверие клиентов. В результате страна получила систему коммерческих банков, которую даже по прошествии шести лет реформ специалисты в области определения рейтингов, отказыва­ются оценивать на этот предмет. В очередной раз подтвердилось, что рейтинг банков не может быть выше рейтинга страны. Эти обстоятель­ства позволяют сделать вывод: современная отечественная банковская система должна быть реформирована, чтобы надежно выполнять свою ключевую функцию — обслуживание платежей и расчетов.

Столь сложное положение и банковской среде требует от фирм предельной осторожности при выборе обслуживающих банков. Чтобы подчеркнуть сложность и ответственность решений фирмы при выбо­ре обслуживающего банка, некоторые финансисты этот выбор сравнивают с выбором партнера в браке.

Международная финансовая практика содержит множество рекомендаций на этот счет. Типичные требования, которые фирма

обычно предъявляет к потенциальному обслуживающему банку, предполагают:

· знание банком фирмы, особенностей ее бизнеса, отрасли, в кото­рой она функционирует;

· способность давать полезные деловые рекомендации;

· предложение различных способов получения денежных средств как

наличных (кассовое обслуживание фирмы), так и безналичных с низкими трансакционными издержками;

· закрепление за фирмой постоянного банковского служащего, занимающегося вопросами кредитования фирмы; способность оценивать реальные финансовые потребности фирмы;

· удобное для фирмы месторасположение банка; обеспечение простоты доступа к ведающему ссудами должностному лицу банка;

· стремление банка к совершенствованию обслуживания клиентов;

· широкий спектр банковских услуг.

Расширение самостоятельности отечественных фирм при соверше­нии внешнеэкономических операций существенно повысило требова­ния к банкам, обслуживающим эти операции. Если фирма активно осуществляет экспортно-импортные операции, то при выборе обслу­живающего банка необходимо учитывать его способность эффективно осуществлять наиболее важные валютные операции. Следует прове­рить наличие у него генеральной лицензии на ведение валютных опе­раций, которую выдает Центральный банк РФ (далее — Банк России). Сегодня в россии около 300 коммерческих банков имеют генеральную лицензию, немногим более 800 — валютную лицензию, т. е. на закон­ных основаниях обслуживать валютные трансакции фирм способны менее половины всех российских коммерческих банков. Очень важ­ное значение имеет коммуникационная система, используемая бан­ком для обслуживания международных расчетов. Включение банка в систему СВИФТ — Международную систему межбанковских расчетов (либо подобную ей) — значительно повышает качество и скорость рас­четов.

Все эти желательные для фирмы качества банка имеют смысл при одном условии — достаточной надежности банка. Оценка фирмой наде­жности банка в современных отечественных условиях — задача весьма сложная. Существует множество способов оценки надежности банка как специалистами самой фирмы, так и специалистами со стороны. При этом следует иметь в виду, что «независимый аудитор нейтрален по отношению к любой интерпретации финансовых отчетов. Его мнение не является окончательным решением с точки зрения целесооб­разности предоставления кредита или инвестирования (вложения) средств, и его никогда не следует принимать за таковое».

Следовательно, выбор надежного банка — это в конечном счете проблема фирмы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Столь высокая ответственность фирмы за успешный выбор обслуживающего банка требует от ее специалистов знания элементарных способов само­стоятельной оценки надежности банка, его рейтинга. С этой целью приводится одна из таких методик, которая дает неко­торое представление об этом предмете.

Как и всякие двухсторонние отношения, отношения «фирма — банк» предполагают наличие определенных критериев и у банка по отноше­нию к фирме как потенциальному должнику банка. Эти критерии во многом определяют интересы банка по отношению к данной фирме и в конечном счете формируют значение Ик (интересы кредитора) в из­вестном нам балансовом уравнении.

Мировая практика выработала особые механизмы формирования кредитной политики любого банка, которые вошли в науку и практику под названием «Правило шести "Си"». Ввиду того что собственная кредитная политика фирмы занимает весьма важное место в ее финан­совой жизни, приводим краткое содержание Правила шести «Си»:

1. Character (характер заемщика).

2. Capacity (способность).

3. Cash (денежные средства).

4. Collateral (обеспечение).

5. Conditions (условия).

6. Control (контроль).

Характер заемщика означает ответственность, правдивость и серьез­ность его намерений погасить всю свою задолженность. Прояснению характера заемщика способствует кредитная история заемщика, кре­дитный рейтинг, опыт работы других кредиторов с этим заемщиком и т. д.

Способность («способность заимствовать средства») означает нали­чие права у заемщика подавать кредитную заявку и юридическое пра­во подписывать договора, устав и другие учредительные документы, личные дела заемщиков.

Денежные средства — наличие у заемщика источников средств для погашения долга. У любого заемщика могут быть всего лишь три (или отдельные из них) источника погашения долга:

· поток наличности (прибыль, амортизация и т. д.);

· продажа или ликвидация активов;

· привлечение средств путем выпуска (эмиссии) долговых ценных бумаг.

Именно наличие источников в основном и определяет потенциаль­ную платежеспособность заемщика.

Обеспечение — наличие у заемщика достаточного капитала или качест­венных активов для предоставления необходимого обеспечения долга.

Условия — предвосхищения тенденции в деятельности заемщика

или в крайнем случае немедленное реагирование на изменение

условий

деятельности заемщика.

Контроль — анализ отчетности заемщика, информации от сторонних лиц, из прессы и т. д.

Если взаимная оценка фирмы и банка удовлетворяет обе cтороны, обычно такие взаимоотношения оформляются соответствующим договором. Фирма согласно действующему законодательству России имеет право открыть один или несколько счетов как в одном банке, так и в нескольких банках. Основной счет фирмы в банке принято называть расчетным счетом.

На этот счет зачисляется выручка от реализации продукции и услуг фирмы, с этого счета осуществляются расчеты по обязательствам фирмы, в том числе и по налоговым отношениям.

Кроме расчетного счета фирма имеет право открывать в банке те­кущие, ссудные, контокоррентные, валютные, счета финансирования ка­питальных вложений, депозитные

и другие счета.

Набор счетов, от

крываемых фирмой, определяется ею самой в зависимости от решаемых фирмой финансовых проблем, квалификации финансовых служащих фирмы и возможностей, предоставляемых внешней средой.

Порядок открытия как текущих, так и валютных счетов не имеет принципиальных различий и сводится к представлению в выбранный фирмой банк следующего набора документов:

· заявление на открытие счета;

· нотариально заверенная копия устава фирмы и учредительных до­кументов;

· свидетельство о государственной регистрации фирмы;

· справки о постановке на учет в налоговой инспекции и органах управления внебюджетных фондов;

· справка о постановке на учет в органах государственной статистики;

· нотариально заверенная карточка образцов подписей распорядителей кредитов фирмы (первая подпись) и контролеров (вторая подпись).

       

      Олигополии

      Монополии

      Лизинг


      Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.