Взаимоотношения фирмы с внебюджетными фондами и организациями

Каждое общество, основываясь на национальных, культурных, ис­торических традициях, берет на себя заботу о содержании нетрудоспо­собного населения, граждан, временно не имеющих работу, и ряд дру­гих функций. Как показывает мировой опыт, финансирование этих специфических целевых государственных функций за счет средств государственного бюджета не всегда эффективно. Как правило, во время кризисов, высокой инфляции, социальных и политических неурядиц низкая эффективность финансирования из госбюджета этих функций проявляется особенно отчетливо. Эти обстоятельства стали веским осно­ванием для организации финансирования целевых общегосударственных задач из соответствующих их содержанию внебюджетных фондов.

В отечественной практике в условиях рыночной экономики под эгидой государства образованы следующие внебюджетные фонды:

А. Страховые взносы на социальное обеспечение:

· Пенсионный фонд;

· Фонд обязательного медицинскою страхования;

· Фонд социальною страхования РФ;

· Государственный фонд занятости населения;

Б. Специальные фонды:

· дорожные фонды;

· природоохранные фонды;

· фонды развития территории.

В. Общественные фонды:

· независимые пенсионные фонды;

· фонды поддержки науки, образования, медицины.

Фонды социального назначения (группа А) формируются за счет средств фирм, граждан и госбюджета. Основными источниками по­полнения Пенсионного фонда. Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования являются страховые взносы фирм. Размер страховых взносов, который на 1996 г. составлял 39% фонда оплаты труда фирмы, относится на производственные из­держки фирмы. Эти взносы начисляются фирмой одновременно начислением зарплаты служащим и перечисляются ежемесячно в фонды, независимо от факта выплаты зарплаты. Будучи обязательной статьей себестоимости, вышеуказанные страховые взносы ведут к автомати­ческому росту цен на продукцию фирм. Динамика этого роста прямо зависит от роста зарплаты в фирме. С другой стороны, жесткий поря­док расчетов по этим взносам в случае наступления даже временного ухудшения платежеспособности фирмы усиливает напряженность в ее финансовом положении.

Взносы в фонд занятости формируются за счет прямых удержаний из начисленной зарплаты служащих к размере 1%. По существу порядок формирования этих удержании ничем не отличается от расчета и удержания подоходного налога со служащих фирмы, различны лишь получатели да размеры этих удержаний.

Среди специальных фондов особое место занимают дорожные фон­ды.

Всякие попытки на протяжении многих последних десятилетий решить проблему дорог и россии за счет госбюджета не имели успеха.

Возможно, финансирование строительства и содержание дорог из не­зависимого от госбюджета специального фонда станет долгожданным способом решения одной из вековых российских бед.

Дорожные фонды формируются в основном из следующих налогов:

· на реализацию горюче-смазочных материалов (независимо оттого,

кто занимается их реализацией);

· с пользователей автодорог;

· с владельцев транспортных средств;

· на приобретение автотранспортных средств.

Налог на приобретение автотранспортных средств фирмы оплачивают за счет средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений. Остальные налоги в дорожные фонды фирмы относят

на собственные издержки со всеми ранее изложенными последствия­ми для ценовой политики.

В последнее время в России отмелется бурный рост общественных фондов, т. е. образованных без вмешательства государства. К сожале­нию, многие из этих фондов созданы с нечистоплотными целями, от­дельные — с криминальным оттенком. Поэтому они не пользуются популярностью ни у фирм, ни у граждан.

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)

Статья 234. Общие положения

Настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственное внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее в на­стоящей главе - фонды) - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социаль­ное обеспечение и медицинскую помощь.

Статья 235. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками признаются

1) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в том числе:

организации;

индивидуальные предприниматели;

родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

крестьянские (фермерские) хозяйства;

физические лица;

2) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отрасля­ми хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким ка­тегориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи Кодекса, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

3. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вме­ненный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Статья 236. Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога признаются:

1) для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - выплаты, вознаграждения и иные доходы, на­числяемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплати налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса за исключением налогоплательщиков - физических лиц, в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным до­говором. Указанные выплаты не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении органи­зации Выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные вы­платы, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйствен­ной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налого­обложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц;

2) для налогоплательщиков указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, - доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их из­влечением, для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Статья 237. Налоговая база

1. Налоговая база налогоплательщиков указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, осуществляющих прием на ра­боту по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, определяется как сумма доходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 настоящего Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.

При определении налоговой базы учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), начис­ленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме в виде предоставленных работникам материальных, социальных или иных благ или в виде иной материальной выгоды.

При осуществлении налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением налогоплательщиков - физических лиц, выплат в виде материальной помощи или иных безвозмездных выплат в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором, налоговая база определяется как сумма указанных выплат в течение налогового периода. Указанные выплаты не учитываются при исчислении налоговой базы, если они про­изводятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Выпла­ты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и товарами для детей, включаются в налоговую базу в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц.

2. Налогоплательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей. В случае, если работник полу­чает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокуп­ная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает.

3. Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, определяется как сумма дохо­дов, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 настоящего Кодекса полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в Российской Федерации и исчисляемых в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных в пункте 1 статьи 221 настоящего Кодекса. При расчете указанного дохода не производятся налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 220 настоящего Кодекса.

4. Доходы, полученные в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываются в составе налогооблагаемых доходов как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день получения таких доходов, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), определенных с учетом поло­жений статьи 40 настоящего Кодекса, а при государственном регулирова­нии цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государст­венных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов.

В аналогичном порядке в составе доходов учитываются следующие виды дополнительных материальных выгод, получаемых работником и (или) членами его семьи за счет работодателя, за исключением случаев когда материальная выгода образуется в результате получения услуг или сумм взамен этих услуг, на основании законодательства российской Фе­дерации, законодательства субъектов Российской Федерации или решений органов местного самоуправления. К такой дополнительной

материальной выгоде относится, в частности:

дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работо­дателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отды­ха, обучения в интересах работника;

дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгод­ных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавца­ми, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, оп­ределяемая по правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 212 настоя­щего Кодекса;

материальная выгода, получаемая работником в виде суммы Страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 пункта 1 статьи 238 на­стоящего Кодекса) в случаях, когда страховые взносы полностью или час­тично вносились за него работодателем.

5. Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется в соответствии со статьей 210 с учетом расходов, предусмотренных пунктом 3 статьи 221 настоящего Кодекса.

6. Налоговые базы, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, определяются независимо друг от друга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона.

Важной проблемой российской налоговой политики на современном этапе является рост собираемости налогов. Тем не менее, право предприятия на законное уменьшение своих налоговых выплат является неотъемлемой гарантией частной собственности. Это тем более важно, т.к. в ряде случаев наблюдается тенденция со стороны налоговых органов рассматривать легальное уменьшение налоговых обязательств предприятия как «уклонение от уплаты налогов».

Эффективность налогового регулирования предпринимательской деятельности связана со стабильностью налоговой ставки и налоговой системы вообще.

Современная банковская система является “кровеносной системой” экономики. Через банки опосредуется “обмен веществ” в хозяйственной системе, и от их четкой и непрерывной работы в сфере платежей зависит общая эффективность функционирования экономических институтов.

Предприятие, являясь плательщиком отчислений на социальное страхование и обеспечение, регулярно производит отчисления в государственные внебюджетные фонды. Оперативный, статистический и бухгалтерский учет ведется в хозяйстве в соответствии с действующим законодательством. Порядок, форма, система оплаты труда, другие виды доходов работников, а также порядок приема и увольнения работников, возмещение причиненного по их вине ущерба определяется предприятием с учетом правил, предусмотренных действующим законодательством.

Задачи.

1. Расчет суммы амортизационных отчислений и ее распределение.

Таблица 1

Показатель

Сумма тыс.руб

1

Стоимость амортизируемых основных фондов на начало года

В ценах базисного периода (2,1)

14514,0

В действующих ценах (2,1)

15530,0

2

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов

В ценах базисного периода (2,1)

8083,0

В действующих ценах (2,1)

8649,0

3

Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов

В ценах базисного периода (2,1)

7960,0

В действующих ценах

8517,0

4

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных производственных фондов

В ценах базисного периода

14637,0

В действующих ценах

15662,0

5

Среднегодовая стоимость полностью амортизированного оборудования

(в действующих ценах)

1030,0

6

Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов

(в действующих ценах):всего

14632,0

В т.ч. относящихся к 1 категории 25%

3658,0

к 2 категории 45%

6584,0

к 3 категории 30%

4390,0

7

Сумма амортизационных отчислений. Всего

2487,4

В т.ч. относящихся к 1 категории 5%

162,9

к 2 категории 25%

1646,0

к 3 категории 15%

658,5

8

Использование амортизационных отчислений на капитальные вложения

2487,4

Решения

2. Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов:

в ценах базисного периода – 4483+3600=8083 тыс.руб.

в действующих ценах – 8083´1,07=8649 тыс.руб.

3. Среднегодовая стоимость выбывающих основных фондов

в ценах базисного периода – 6890+1070=7960 тыс.руб.

в действующих ценах – 7960´1,07=8517 тыс.руб.

4. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов:

в ценах базисного периода – 14514+8083-7960=14637 тыс.руб.

в действующих ценах – 15530+8649-8517=15662 тыс.руб.

6. Среднегодовая стоимость амортизируемых основных фондов:

(в действующих ценах): всего – 15662-1030=14632 тыс.руб.

В т.ч. к 1 категории – 14632´0,25=3658 тыс.руб.

к 2 категории – 14632´0,45=6584 тыс.руб.

к 3 категории – 14632´0,30=4390 тыс.руб.

7. Сумма амортизационных отчислений.

В т.ч. к 1 категории - 3658´0,05=182,9 тыс.руб.

к 2 категории - 6584´0,25=1646 тыс.руб.

к 3 категории - 4390´0,15=658,5 тыс.руб.

2. Расчет сметы затрат на производство продукции.

Таблица 2

Статья затрат

Всего на год

В т.ч. на 4 кв.

1

Материальные затраты

10520

2630

2

Затраты на оплату труда

17300

4325

3

Отчисления на социальные нужды. Всего

6660,5

1665,1

В том числе: а) в Пенсионный фонд (28%)

4844

1211

б) в Фонд государственного социального обеспечения (5,4%)

934,2

233,6

в) в Фонд обязательного медицинского страхования (3,6%)

622,8

155,7

г) в государственный фонд занятости (1,5%)

259,5

64,9

4

Амортизация основных фондов

2487,4

621,9

5

Прочие расходы. Всего

920

230

В том числе: а) уплата процентов за краткосрочный кредит

35

10

б) налоги, включаемые в себестоимость

885

220

в) лизинговые платежи и другие расходы

0

0

6

Итого затрат на производство

37887,9

9472

7

Списано на непроизводственные счета

400

100

8

Затраты на валовую продукцию

37487,9

9372

9

Изменение остатков незавершенного производства

207

83

10

Изменение остатков по расходам будущего периода

30

8

11

Производственная себестоимость товарной продукции

37724,9

9463

12

Внепроизводственные (коммерческие) расходы

1460

365

13

Полная себестоимость товарной продукции

39184,9

9828

14

Товарная продукция в отпускных ценах (без НДС и акцизов)

52584

10710

Решения

3. Отчисления на социальные нужды.

Всего (год): (17300´38,5%)/100%=6660,5 тыс.руб.

Всего (4кв.): (4325´38,5%)/100%=1665,1 тыс.руб.

6.Затраты на производство: (строки 1+2+3(всего)+4+5(всего))

10520+17300+6660,5+2487,4+920=37887,9 тыс.руб.

8. Затраты на валовую продукцию (6-7): 37887,9-400=37487,9 тыс.руб.

11. Производственная себестоимость товарной продукции: (8±9±10)

37487,9+207+30=37724,9 тыс.руб.

13. Полная себестоимость товарной продукции: (11+12)

37724,9+1460=39184,9 тыс.руб.

3. Расчет объёма реализуемой продукции и прибыли

Таблица 3

Показатель

Сумма, тыс. руб.

1

Фактические остатки нереализованной продукции на

начало года

А) в ценах базисного года НДС и акцизов (3;1а)

2500

Б) по производственной себестоимости (3;1б)

1950

В) прибыль

550

2

Выпуск товарной продукции (выполнение работ, оказание услуг)

А) в действующих ценах без НДС и акцизов (1;14)

52584

Б) по полной себестоимости (з2;13)

39184,9

В) прибыль

13399,1

3

Планируемый остаток нереализованной продукции на конец года

А) в днях запаса (3;2а)

11

Б) в действующих ценах без НДС и акцизов

1309

В) по производственной себестоимости

1156,6

Г) прибыль

152,4

4

Объем реализуемой продукции в планируемом году

А) в действующих ценах без НДС и акцизов

53775

Б) по полной себестоимости

39978,3

В) прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг)

13796,7

5

Проценты к получению

-

6

Проценты к уплате

-

7

Доходы от участия в других организациях (3;4б)

856

8

Прочие операционные доходы (3;3а)

7600

9

Прочие операционные расходы (3;3)

5340

10

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

16912,7

11

Прочие внереализационные доходы (3;4-4б)

10020

12

Прочие внереализационные расходы (3;5)

9100

13

Прибыль (убыток) планируемого года

17832,7

14

Налог на прибыль (8;6)

2951

15

Отвлеченные средства (4;7)

980

16

Нераспределенная прибыль (убыток) планируемого периода

13901,7

Решения

1.в. Прибыль:(1а-1б) 2500-1950=550

2.в. Прибыль: (2а-2б) 52584-39184,9=13399,1 тыс.руб.

3. Планируемый остаток нереализованной продукции на конец года:

б. В действующих ценах без НДС и акцизов: (1;14(4кв)/90*11)

(10710/90)´11=1309 тыс.руб.

в. По производственной себестоимости: (з2;11(4кв)/90*11)

(9463/90)´11=1156,6 тыс.руб.

г. Прибыль: (3б-3в) 1309-1156,6=152,4 тыс.руб.

4. Объем реализуемой продукции в планируемом году:

А) в действующих ценах без НДС и акцизов: з(2а+1а-3б)

52584+2500-1309=53775 тыс.руб.

Б) по полной себестоимости: з(2б+1б-3в)

39184,9+1950-1156,6=39978,5 тыс.руб.

В) прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг): з(4а-4б) 53775-39978,3=13796,7 тыс.руб.

10. Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности: з(4в+7+8-9)

13796,7+856+7600-5340=16912,7 тыс.руб.

11. Прочие внереализационные доходы: (3;4-4б) 10876-856=10020 тыс.руб.

13. Прибыль планируемого года з(10+11-12):

16912,7+10020-9100=17832,7 тыс.руб.

4. Расчет потребности предприятий в оборотных средствах

Таблица 4

Статьи затрат

Норматив на начало года, тыс.руб.

Затраты 4 кв тыс.руб Всего

Затраты 4 кв тыс.руб. В день

Нормы запасов в днях

Норматив на конец года, тыс.руб.

Прибыль

1

Производственные запасы

3935 (5)

11340 (5;1)

126

45 (5;5)

5670

1735

2

Незавершенное производство

236 (5)

9828 (з2;13)

109,2

4 (5;5)

436,8

200,8

3

Расходы будущих периодов

15 (5)

10 (5;2)

-

-

25

10

4

Готовые изделия

501 (5)

9463 (з2;11)

105,1

7 (5;5)

735,7

235,7

5

ИТОГО

4687 (5)

-

6867,5

2180,5

Решения

1. Производственные запасы:

Затраты 4 кв. В день: 11340/90=126 тыс.руб.

Норматив на конец года: 126´45=5670 тыс.руб.

Прирост: 5670-3935=1735 тыс.руб.

5. Расчет налога на прибыль

Таблица 5

Показатель

Сумма тыс. руб.

1

Валовая прибыль. Всего (з3,13)

17832,7

В том числе: доходы, облагаемые по другим налогам

1776

2

Льготы по налогу на прибыль

6220

3

Налогооблагаемая прибыль

9836,7

4

Ставка налога %

30%

В т.ч. в республиканский бюджет

11%

в местный бюджет

19%

5

А) Расчетная сумма налога на прибыль

2951

Б) Справочно: 50% суммы налога, исчисленного без учета льгот

2408,5

6

Сумма налога, причитающаяся к уплате

2951

В т.ч. в федеральный бюджет 11%

1082

     

    Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.