Внедрение новых технологий и инновационная деятельность предприятий и организаций. Инвестиции и капитальное строительство.

Логика статистических обследований российских инноваций, используемый понятийный аппарат строились таким образом, чтобы обеспечить адекватное отражение специфики экономики страны и особенностей организации отечественной статистики, достигая при этом максимального соответствия стандартизированным рекомендациям ведущих международных организаций ОЭСР и Евростата. К технологическим инновациям относится конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной, если она внедрена в производстве или на рынке.

Пуск производства и предпроизводственные разработки, включая модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается дальнейшая доработка конструкции; маркетинг новых продуктов; приобретение невещественных (прав на патенты, лицензий, ноу-хау и т.п.) и овеществленных (в виде машин и оборудования) технологий.

Таким образом, технологические инновации в ныне принятом в российской статистике толковании объединяют как радикальные нововведения, т.е. принципиально новые продукты и технологии, так и менее значимые с точки зрения новизны изменения в продуктах и производственных процессах, ведущие, например, к снижению себестоимости, повышению качества

продукции.

Инновационная активность предприятий.

Анализ динамики инновационной деятельности в промышленности позволяет отмети- ть стойкие негативные последствия кризисных явлений в экономике, повлекших за собой существенное падение уровня инновационной активности: с 60-70% в 80-е гг. XX в. до 20% в начале 90-х и, наконец, до 5-6% во второй половине 90-х гг. В тоже время наблюдаемое в настоящее время оживление отечественного производства дает импульс росту инновационной активности в промышленности. Впервые за десятилетний период ее уровень начал подниматься в 1998 г., а в 2000г г. составил 9,6% (табл.1)

Таблица 1. Уровень инновационной активности промышленных предприятий по видам экономической деятельности.

Инновационная стратегия.

Нынешние ориентиры инновационной деятельности обусловлены недостаточной конкурен- тоспособностью отечественных товаров для широкого выхода на мировые рынки. Предприятия в большей мере склонны к диверсификации производства, внедрению импор- тозаменяющей продукции в целях быстрого удовлетворения внутреннего спроса, именно этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества про- дукции(47%), создание новых рынков сбыта в России(43,5%) и сохранение традиционных рынков(33%). Перечисленные цели при всей их значимости заслоняют одну из важнейших задач инноваций, а именно обеспечение такого уровня конкурентоспособности отечествен -ной продукции, который позволял бы завоевывать новые внешние рынки сбыта.

Затраты на инновации.

Затраты на инновации в промышленности составляют незначительную величину, явно не- соизмеримую с реальными потребностями отечественной экономики в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции. В 1999 г. их величина достигала 24,5 млрд., что в сопоставимых ценах на 16 % превышает уровень 1995 г. и на 8% - показатели 1998г.

Структура затрат по видам инновационной деятельности довольно архаична (табл. 2 )

Таблица 2. Структура затрат на технологические инновации в промышленности по видам инновационной деятельности.

В структуре затрат на технологические инновации наблюдаются резкие диспропорции

между отдельными видами инновационной деятельности. Здесь явно доминируют затра- ты, связанные с внедрением нововведений, достигающие почти 60% общих инновацион- ных затрат и включающие производственное проектирование, технологическую подготов- ку производства, а также приобретение необходимых машин и оборудования. В то же вре- мя едва ли достаточными можно считать затраты на приобретение патентных лицензий (0,4%), обучение и подготовку персонала(0,4%), маркетинговые исследования(0,5%).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.