Система налогов на загрязнение воздуха и вод очень сложна. Она заключается в установ- лении платы за единицу загрязнения для всех источников на таком уровне, при котором стремление к минимизации издержек привело бы к общему снижению загрязнения, доста- точному для достижения стандартов.
Налоговая система имеет два главных преимущества по cpавнению с системой админист- ративного достижения стандартов - ПДВ или ПДК.
Во-первых, в результате действия обеспечиваемых налогов системой стимулов возникает ситуация, при которой борьба с загрязнением будет концентрироваться на тех объектах, где она дешевле всего. Каждый загрязнитель будет уменьшать загрязнение до тех пор, по- ка предельные издержки предотвращения загрязнения не сравняются с установленной пл-атой за загрязнение.
Во-вторых, налоговая система может функционировать при недостатке исходной инфор- мации. Иногда можно просто установить величину налоговой ставки, наблюдать за пос- ледствиями, а затем повышать или понижать ее до тех пор, пока не будет найден правиль- ный уровень.
В экологическом плане эмиссионный налог, то есть налог за выбросы в атмосферу, разме- щение твердых отходов, сбросы в водоемы, способствует замене или сокращению эколо- гически вредных производственных процессов, смене структуры выпуска продукции в
сторону ее экологизации, введению более экологически ценных технологий производства, технологий очистки, переработке вторичных ресурсов. На первом этапе налоговый “гнет” естественно сказывается на конечной цене готовой продукции. Однако после адаптации фирм к перечисленным изменениям соотношение спроса и предложения нормализуется и цены установятся на прежнем уровне.
Альтернативой эмиссионному налогу являются платежи, устанавливаемые для любого источника выбросов и взимаемые только в том случае, если выбросы превышают заранее установленный уровень. Практика таких платежей существует с 1973 года в Японии.
Применяя для осуществления экологической политики эмиссионные налоги или пла- тежи надо учитывать следующие ограничения:
1) недоучет некоторых загрязняющих веществ ведет к занижению суммы платежей;
2 ) точный расчет стоимости ограничения выбросов для каждого загрязнителя весьма накладен и довольно ненадежен;
3) для каждого вида загрязнений должна быть предусмотрена система регулирования поэтапного повышения ставок налогов или платежей, отражающая рост предельных издержек по мере достижения более высокого качества окружающей среды;
4) эмиссионный налог не применим к регулированию некоторых видов загрязнений (опасных отходов, шумового загрязнения в городе);
5) налог неэффективен для принятия экстренных мер в уcловиях чрезвычайной экологи- ческой ситуации;
6) побудительный эффект налогов может ослабляться под действием ряда объективных факторов (инфляции, быстрого экономического роста и некоторых других);
Первые три проблемы не носят принципиального характера и по всей видимости, могут быть решены технически. Остальные пункты в известной степени ограничивают сфе- ру воздействия эмиссионного налога загрязнениями воздуха и вод. Именно в этой сфере эмиссионный налог и платежи нашли самое широкое применение в развитых странах За- пада.
e. Налоги и платежи за ресурсы.
Налоги на использование ресурсов применяются для ограничения спроса, когда нет необ-ходимости установления максимума совокупного использования ресурсов. Перед введе- нием налога должны быть ликвидированы субсидии и другие Факторы, искажающие цена на ресурсы.
Налоги и платежи должны отражать реальную стоимость ресурсов. Высокие налоги и цены на ресурсы должны стимулировать более высокие технологии и структуру потреб- ления, но они должны вводиться постепенно, дабы избежать экономических срывов.
f. Залоги и облигации.
В некоторых странах Запада применяется схема залогов - возмещений. Согласно этой схе- ме залог взимается с экологически грязных и нежелательных продуктов и возмещяется, как только этот продукт надлежащим образом уничтожается. Залоговые вклады на возме- щение экологического ущерба позволяют также избежать нелегальных сбросов загрязни- телей, ибо залог больше расходов на захоронение отходов.
|