Особенности правового регулирования авторского права.

Копии произведений изобразительного искусства. Произведения изо­бразительного искусства в принципе могут (за исключением единичных случаев) не только воспроизводиться в виде репродукций, фотографий, слайдов и т.д., пои воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом режиме копий произведений изобразительного искусства прямого разрешения в законодательстве не получил и должен решаться с учетом общих положений авторского права. Очевидно, что снятие копии с таких произведений допускается лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях с согласия собственника, например музейного учреждения. Произведения изобразительного искус­ства, например скульптура, установленная в публичном месте, в отношении которой истекли сроки охраны, могут копироваться без чьего-либо разре­шения.

Судебной практике известно решение, которым было удовлетворено требование автора, создавшего копию неохраняемого скуль­птурного произведения, указать его имя при издании фотоальбома, в котором воспроизводилось изображение его произведения. Такое решение вопроса, равно как и признание за создателем копии произведения изобразительного искусства иных авторских прав, представляется совершенно справедливым.

Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна. Произ­ведения декоративно-прикладного искусства (далее —ДПИ) являются раз­новидностью произведений изобразительного искусства, хотя в законе они, ввиду своей значимости и присущих им особенностей, выделены в особую группу. Характерными признаками произведений ДПИ являются утили­тарность и художественность их исполнения.

Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируется в массовом количестве для удовлетворения культурных и бытовых потребностей граждан.

Закон определения произведению ДПИ не дает, указывая в лучшем случае ориентировочный перечень изделий культурно-бытового назначе­ния, который включает ювелирные, галантерейные, металлические изде­лия, изделия из кожи, кости, пластмассы, игрушки, значки, сувениры и т.п. В литературе произведения ДПИ определяются как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетиче­скими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практиче­ские потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека1 .

Решение художественного совета лишь выполняет функцию оценки достоинств произведения с точки зрения промышленного использования и является основанием для выплаты вознаграждения. В случае необходи­мости такое решение может быть заменено иным документом, в частности решением суда2 .

Основная теоретическая и практическая проблема, связанная с произ­ведениями ДПИ, состоит в их отграничении от охраняемых патентным правом промышленных образцов.

Единст­венное, что отличает рассматриваемые объекты друг от друга, — это то, что статус промышленного образца получается в официальном порядке по результатам патентной экспертизы на соответствие заявленного объекта установленным в законе требованиям. До того, как объект будет признан промышленным образцом, он охраняется в качестве объекта авторского права. В таком положении, на наш взгляд, нет ничего ненормального, ибо авторское право охраняет любые творческие результаты, воплощенные в объективную форму.

Что же касается специального упоминания произведений дизайна среди охраняемых авторским правом объектов, то это можно только приветствовать. Отсутствие такого указания в прежнем законодательстве порождало споры, поскольку некоторые пользователи отказывались счи­тать произведения дизайна объектами авторского права.

Перейти на страницу: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.