Особенности правового регулирования охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности

Специфической чертой коммерческой тайны, выделяющей ее среди других объектов интеллектуальной собственности, является неограничен­ность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекатель­ным для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.

Наконец, коммерческая тайна как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания ее охраноспособности, государ­ственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин.

Как уже указывалось, российское законодательство, как и законода­тельство большинства европейских стран, предъявляет к коммерческой тайне следующие три требования. Во-первых, информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.

Во-вторых, к информации, составляющей коммерческую тайну, не должно быть свободного доступа на законном основании.

В-третьих, чтобы информация считалась коммерческой тайной, требу­ется, чтобы обладатель информации принимал меры к охране ее конфи­денциальности.

Помимо коммерческой тайны российское законодательство выделяет еще несколько видов сведений, которые долж­ны сохраняться втайне. Речь, в частности, идет о государственной, военной, медицинской, нотариальной, адвокатской, банковской тайнах, личной и семейной тайне, тайне усыновления, тайне следствия и т.д.

Далее, наряду с термином «коммерческая тайна» в законодательстве и на практике широко используются такие термины, как «секрет производ­ства», «ноу-хау», «торговые секреты», «конфиденциальная информация» и т.д. Хотя каждый из названных терминов имеет присущий лишь ему оттенок и применяется обычно в достаточно определенной ситуации, все они обозначают, в сущности, одно и то же понятие, которое в новом ГК РФ получило наименование «служебной и коммерческой тайны».

Субъекты права на служебную и коммерческую тайну.

Исходя из того, что коммерческой тайной в соответствии с действую­щим законодательством признаются лишь сведения, касающиеся предпри­нимательской деятельности, субъектами права на коммерческую тайну являются лица, которые занимаются такой деятельностью. Что касается юридических лиц, то субъектами права на коммерческую тайну являются прежде всего те из них, которые относятся к коммерческим организациям. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (потребительские коопера­тивы, общественные и религиозные организации, учреждения, благотво­рительные и иные фонды и др.), также могут быть обладателями прав на коммерческую тайну, если дело касается сведений, относящихся к разре­шенной им предпринимательской деятельности.

Наряду с гражданами РФ и отечественными юридическими лицами правом на охрану коммерческой тайны в РФ пользуются иностранцы. На них распространяются без каких-либо изъятий общие правила, действую­щие в рассматриваемой области на территории РФ.

Права обладателей служебной и коммерческой тайны.

Сущность права на коммерческую тайну состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. Первую из них образует возможность правообладателя на собственные активные действия, направленные на сохранение конфиденциальности информации. Посколь­ку, как уже отмечалось, право на коммерческую тайну базируется на фактической монополии правообладателя, на нем самом лежит главная забота о том, чтобы сохранить эту монополию.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.