Чистая монополия и монопольная власть

Чистая монополия — это ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Под этим термином понимается и сам этот един­ственный продавец товара. Рынок, где доминирует монополия, находится в резком контр­асте с полностью конкурентным рынком, на котором много соперничающих продавцов предлагают для продажи стандартизированный товар. У покупателей, желающих потреб­лять товар монопольной фирмы, есть только один источник предложения. У чистой моно­полии нет продавцов-соперников, конкурирующих с ней на ее рынке.

Понятие чистой монополии является абстракцией. Есть очень немного (если и есть) продуктов, у которых нет заменителей. Местная электрическая компания может быть единственным продавцом электроэнергии в районе, однако, электричество во множестве своих применений имеет заменители. Когда цена электроэнергии увеличивается, его ко­личество, на которое предъявляется спрос для использования в отопительных целях, сни­жается. Печи, работающие на натуральном газе и нефти, являются хорошими замените­лями электрического обогрева. Таким же образом почтовая служба США только на первый взгляд является единственным поставщиком услуг по доставке писем. Ее услуги могут быть заменены службой экспресс-доставок, телекоммуникациями, включая электронную пере­дачу письменных сообщений.

Редко когда на национальном или мировом рынке есть только один продавец. На "De Beers Consolidated Mines, Ltd., of South Africa" приходится около 85% годовых продаж алмазов. Хотя компания не может считаться чистой монополией, она весьма близка к ней. Когда "De Beers" за месяц предложит на продажу больше алмазов, то, при прочих равных условиях, цена на алмазы упадет. Хотя "De Beers" не является чистой монополией, она продает очень большую долю всех покупаемых ежегодно необработанных алмазов и может влиять на цены на алмазы, контролируя их количество, которое предлагает на продажу.

Это довольно необычно, но чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем для общенациональных. Например, если вы посещаете колледж в маленьком городе, то там может оказаться только один продавец учебников для колледжа. У книжного магазина была бы местная монополия на продажу различных учебников. Таким же образом в маленьких городках может быть единственный терапевт или единственный зубной врач, у которых тогда монополия на медицинские и зубоврачебные услуги в этом районе. Вы сталкиваетесь с местными монополиями на услуги ежедневно, потому что в большинстве населенных пунктов существует одна телефонная компания, обеспечивающая местную связь. Сходным образом местные монополии предоставляют такие коммунальные услуги, как электричество, газ, транспорт. Однако деятельность многих из этих предприятий общественного пользования регулируется правительственными агентствами в попытке удержать эти предприятия от использования ими своей монопольной власти во влиянии на цены.

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близ­ких заменителей его продукта и от его доли в общих продажах на рынке. Чтобы обладать монопольной властью, фирме не требуется быть чистой монополией. Необходимой пред­посылкой для монопольной власти является то, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как в случае конкурентной фирмы. Когда у фирмы имеется наклоненная вниз кривая спроса на ее продукт, она обладает способностью повышать или понижать цену путем изменения количества товара, которое она предлагает. Например, хотя корпорация "Ford Motor Company" не обладает чистой монополией на производство и продажу автомобилей, она могла бы владеть монопольной властью, если бы смогла поднимать цену на свои машины, предлагая дилерам меньшее их количество. Она могла бы поступать так, если бы кривая спроса на ее автомашины была бы наклонена вниз. Это могло бы случиться, если бы достаточное число покупателей машин "Ford" рассматривали их как продукты, значительно отличающиеся от автомобилей кон­курирующих производителей. "Ford" мог бы также воздействовать на цену автомобилей, если бы его доля в общем их предложении была достаточно велика для того, чтобы сделать автомобили значительно более редким на рынке товаром или, наоборот, имеющимся в изобилии в течение данного периода.

Перейти на страницу: 1 2

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.