Предельный доход монополиста

У конкурентной фирмы предельный доход является по величине таким же, как и цена. Конкурентная фирма по выпуску стульев, которая рассматривалась в качестве примера в предыдущих главах, получает 150 долларов дополнительного дохода каждый раз, когда она продает еще один стул по цене 150 долларов. Монополист должен снизить цену товара, чтобы продать больше. Это следует из того факта, что кривая спроса на продукт монопо­листа наклонена вниз. Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена.

Числовой пример сделает это понятным. Предположим, что вы - популярный исполнитель. Вы являетесь единственным продавцом концертов, причем вы являетесь и главным действующим лицом. Ваши поклонники не видят близких заменителей вашему голосу и наружности. Они сходят от вас с ума. Короче говоря, вы - монополист и можете устанавливать свою цену за концерт.

В табл. 1 собраны данные о цене одного представления и количестве, которое может быть продано по каждой данной цене в течение года. При цене в 1 млн. долларов за представление только один концертный зал был бы готов приобрести ваши услуги. Общее количество концертов в год, следовательно, будет равно 1. Общий годовой доход был бы равен 1 млн. долларов, как и предельный доход. Предельный доход исчисляется точно таким же образом, как и для конкурентной фирмы. Это изменение общего дохода, деленное на изменение выпуска. Третья колонка исчисляет ежегодный общий доход от продажи услуг концертным залам. Предельный доход является просто изменением общего дохода от каждого дополнительного концерта.

Если бы вы хотели дать два концерта в год, цену нужно было бы снизить до 900 000 долларов за концерт. Общий доход будет тогда 1 800 000 долларов в год. Предельный доход от второго концерта, следовательно, равен 800 000 долларов, на 100000 долларов меньше, чем полученная за него цена.

За исключением случая, когда дается только один концерт в год, предельный доход будет всегда ниже цены, назначенной за концерт. Причина этого заключается в том, что цена должна быть снижена, чтобы дать больше одного концерта в год. Чтобы продать два концертных выступления в год вместо одного, вы должны понизить свою цену за концерт с 1 млн. долларов до 900 000 долларов. Это значит, что от возможности дать один концерт за 1 млн. долларов в данном году отказываются. Понижение цены приводит к тому, что вы получите только 900 000 долларов дохода от второго концерта, который вы бы не смогли продать, если бы не снизили цену. В то же время вы теряете еще 100 000 долларов, которые вы могли бы заработать только на первом концерте, если бы решили давать в год только один концерт. Чистая потеря в доходе от понижения цены равняется, следовательно, 900 000 долларов минус неполученные 100 000 долларов от первого концерта. Предельный доход от второго концерта равен, следовательно, 800 000 долларам.

Рис. 2 графически воспроизводит данные табл. 1. При цене в 1 млн. долларов общий доход представлен площадью OABG, которая равняется 1 млн. долларов. Когда цена снижается до 900 000 долларов, то каждый год даются два представления. Общим доходом является теперь площадь OCEF, равная 1,8 млн. долларов. Предельным доходом от второго представления является площадь DEFG минус площадь ABDC. DEFG - это прибавка дохо­да в 900 000 долларов от второго концерта. ABDC - это потеря дохода в 100 000 долларов в результате отказа от возможности дать первый концерт по цене в 1 млн. долларов.

Перейти на страницу: 1 2

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.