Использование банками лизинга

Следует отметить, что “Межсбер-Юраско лизинг” закупает оборудование не только у зарубежных, но и у отечественных производителей (чего, как правило, не делают другие лизинговые компании). Например, 24 комплекта хлебопекарного оборудования Ярославского завода (еще 9 комплектов пришло из-за рубежа). Поставка этой техники финансировалась за счет бюджетных средств, выделенных Министерством экономики.

в) “Балтлиз”.

АОЗТ “Балтийский лизинг” создано в 1990 году. Его основные учредители - Промышленно-строительный банк (Петербург), Балтийское морское пароходство, Российская государственная страховая компания и АО “Научные приборы”. Уставной капитал составляет 50 млн. рублей. Около 85% объема лизинговых операций приходится на лизинг промышленного оборудования для мелкого и среднего бизнеса - минипекарен, деревообрабатывающего оборудования, мини-заводов по производству продовольствия.

Свою деятельность в области лизинга “Балтлиз” начал с крупной сделки в интересах одного из своих учредителей - сразу после регистрации компания профинансировала лизинг четырех судов общим дедвейтом 60 тыс. т для Балтийского морского пароходства (стоимость одного судна такого класса составляет не менее DM 5-6 млн.). *

Однако, несмотря на такое начало АО “Балтлиз”, его дальнейшую работу можно, пожалуй, оценить как осторожную - за весь 1994 год было заключено 15 лизинговых сделок на 4,5 млрд. рублей - сумму заведомо меньшую, чем первая сделка с участием учредителей компании. Причин тому может быть названо несколько. Главной из них, пожалуй, является та, что “Балтлиз” с самого начала своей деятельности решил вообще отказаться от оперативного лизинга.

г) “Восток-Запад”

В отличие от других банков, “Восток-Запад” решил не открывать специализированной лизинговой компании. Начальник управления развития и инвестиций банка Андрей Некрасов сообщил, что специалисты его банка посчитали это нецелесообразным, поскольку лизинговой компании для работы придется брать кредит у банка, что отразится на размере ее маржи**. Проведение лизинговых операций было поручено одному из отделов банка. Однако не исключено, то в дальнейшем дочерняя фирма все же будет создана.

“Восток-Запад”, обладающий солидной клиентурой из числа крупных неторговых организаций по транспортным перевозкам, решил работать с ними и в области лизинга. Как известно, на Западе транспортные перевозки - традиционная сфера лизинга, на них приходится 60% лизинговых операций (следом по объему идет лизинг недвижимости, перевозок на судах, конторского оборудования и интеллектуальной собственности).

“Восток-Запад” закупает оборудование у зарубежных фирм, среди которых Mercedes-Benz, Iveko, Man, Scania, Volvo, Schmitz, Krone, Trailor, Fruenauf, DAF и Steyer. За 1994 г. банк рассмотрел более 50 заявок, из которых профинансировал только 10. Было приобретено более 100 единиц грузовой техники на сумму DM 9,1 млн. Как правило, участие банка “Восток-Запад” в финансировании составляло около 70%.

Как и “Межсбер-Юраско лизинг”, “Восток-Запад” предпочел оказывать лизинг сроком не более 3 лет. При этом авансовый платеж заемщика составил на начало нынешнего года 15% от контрактной цены, а сумма платежей за весь срок лизинга, включая аванс и проценты, - 19,5% за три года, или 6,5% в год от контрактной цены. Оплата страхования, таможенных сборов, налогов, регистрационные платежи производятся за счет заемщика. Банк предоставляет лизинг предприятиям, открывшим счет в СКВ и осуществляющим по валютному счету платежные операции в объеме финансируемого проекта (согласованный лимит поступления ).

Несмотря на то, что лизинговые компании созданы чуть ли не при каждом крупном банке, лишь немногие реально работают и достигают значительных (доходов) оборотов. Наиболее заметны на рынке лизинговых услуг Сбербанк России, Мосбизнесбанк и банк “Санкт-Петербург”.*

Следует отметить, что банки осуществляют лизинговые операции в самых разных хозяйственных сферах, хотя прежде, еще во времена СССР, в лизинг традиционно приобретались в основном бумагоделательные машины и суда. Разумеется, учрежденные банками компании специализируются на лизинге в тех отраслях хозяйства, в которых у учредившего ее банка наиболее тесные или эффективные контакты.

Примечательно, что представители почти всех лизинговых компаний признают, что конкуренции на этом рынке практически не существует. По их словам, лизинг пока не особенно доходен (не последнюю роль здесь играет еще не отмененное двойное налогообложение лизинговых операций). Как отмечали некоторые, банку экономически невыгодно замораживать свои средства, вкладывая их в лизинг, и идет он на это в основном ради своей клиентуры. Поэтому в кредитном портфеле банков доля лизинговых операций занимает пока немного места, как правило не превышая 3-5%.

Перейти на страницу: 1 2 

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.