Глобальное управление качеством (TQM, Total Quality Management).

Необходимость создания на предприятии полноценной системы управления качеством (Quality Management System, QM-системы

) определяется, с одной стороны, требованиями рынка, а, в некоторых случаях, и требованиями государственных органов. С другой стороны, QM-система является важной составной частью системы управления предприятием, влияющей на качество продукции или услуги и конкурентоспособность. Для российских предприятий сертификация по ИСО 9000 – это еще и пропуск на международный рынок, а также действенное средство для эффективного улучшения работы всего предприятия.

Внедрение эффективной QM-системы дает предприятию следующие преимущества:

· расширение рынка сбыта;

· наглядность управления процессами;

· снижение затрат и сокращение сроков освоения новых видов продукции, благодаря четкой организации структуры и процессов;

· рост коллективизма;

· повышение гибкости перестройки процессов при изменяющихся требованиях и ожиданиях заказчика;

· снижение риска ответственности за продукцию.

К сожалению, для многих российских предприятий проекты по внедрению систем управления качеством не являются эффективными. Основные причины этого явления заключаются в следующем:

· ограниченный период времени работы со стандартами ИСО (фактически с 1993 года);

· слабость нормативной базы;

· недостаточная техническая оснащенность;

· отсутствие опыта и недостаток специалистов.

Особо следует отметить еще одну очень важную проблему, связанную с подготовкой QM-документации. Кто занимался подготовкой документов для проведения процедуры сертификации, тот осознал на собственном опыте трудоемкость подготовки и актуализации пирамиды бумажных документов QM-системы.

Принципы управления, принципы TQM

Новая редакция стандартов серии ИСО 9000:2000 основана на восьми принципах управления, определяющих его философию и позволяющих достигнуть цели качества. Эти принципы следующие:

1. Фокус на потребителя.

2. Руководство.

3. Вовлечение всех работников.

4. Процессный подход.

5. Непрерывные улучшения.

6. Системный подход к управлению.

7. Подход к принятию решений на основе фактов.

8. Взаимовыгодные отношения, как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

Анализ принципов показывает, что они практически совпадают с принципами TQM (см. принципы 1,2,3,5,7,8).

Структура требований к QM-системам в стандарте ИСО 9001:2000 состоит из четырех разделов:

· Ответственность руководства.

· Управление ресурсами.

· Управление бизнес-процессами создания продукта.

· Система измерений, анализа и непрерывных улучшений.

Напомним, что в ИСО 9000:1994 требования формулировались по 20 элементам. Несмотря на уменьшение количества разделов, общий объем требований не уменьшился.

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.