Заработная плата, цена и прибыль

На третьем уровне управления экономикой, как мы уже говорили, решаются вопросы распределения произведенных в процессе общественного труда материальных благ между всеми его участниками.

Всем известно, что решается эта проблема на основе регулирования трех взаимосвязанных экономических понятий - заработной платы, цены и прибыли.

Учитывая важность этих экономических категорий, их судьбаностности в жизни каждого человека К.Маркс, например, докладывал на заседании Генерального Совета первого Интернационала в июне 1865 г. основы своей новой экономической теории, так и назвал свой доклад: "Заработная пла-

та, цена и прибыль".

Однако до настоящего времени экономической науке не удалось увязать теорию стоимости с реалиями практической экономики, научно объяснить принципы нормирования заработной платы, цены и прибыли.

В этой связи, интересно привести высказывания двух выдающихся экономистов двадцатого столетия В.Леонтьева и Д.Кейнса.

В.Леонтьев в своих "Экономических эссе" написал так:

"Экономика, являясь наукой эмпирической, с самого начала имеет дело с явлениями повседневного опыта людей. Производство и потребление товаров, покупки и продажи, получение дохода и траты его относятся к тем видам деятельности, которые ежедневно касаются каждого члена общества. Даже применение научного принципа количественной проверки не требовало со стороны ученого особых усилий - измерение и оценка (ценообразование) составляют неотъемлемую часть того явления, которое он должен был объяснить. Вот здесь-то и находится главный источник тех бед, которые переживает современная экономическая наука".

Д.Кейнс сказал еще определеннее, когда излагал "Теорию цен" в своей знаменитой "Общей теории занятости, процента и денег".

"Пока экономисты занимаются так называемой теорией стоимости, они обычно учат, что цены определяются условиями спроса и предложения и что, в частности, особую роль играют изменения в предельных издержках производства и эластичность предложения в краткосрочном аспекте. Но

когда они потом во втором томе или чаще в отдельном трактате переходят к Теории Денег и Цен, мы не слышим более ничего об этих простых и доступных понятиях, а уходим с головой в мир, где цены определяются количеством денег, скоростью обращения по отношению к объему торговых сделок, хранением наличности, вынужденными сбережениями, инфляцией и дефляцией et hoc genum omne".

Несмотря на все сказанное, мы собираемся изложить теорию заработной платы, цены и прибыли, исходя из изложенной ранее теории стоимости. Но для того, чтобы не впасть в указанную Д.Кейнсом ошибку, мы введем на этом этапе рассмотрения теории очень важное ограничение - мы откажемся в этой главе от понятия денег вообще, т.е.,прослеживая переход от стоимости продуктов труда к цене и от стоимости самого труда к заработной плате, мы исключим из рассмотрения понятие "деньги".

Однако, нам придется ввести несколько новых, ранее отсутствовавших в нашем изложении, понятий и среди них такое важнейшее понятие как товар.

Что мы понимаем в нашем информационном представлении под термином товар?

Товар - это продукт труда, который благодаря обмену, т.е. путем "купли-продажи" поступает к потребителю.

В этой формулировке очень важно понять два положения: первое, о котором говорил еще К.Маркс, заключается в том, что товар становится таковым только после того, как он поступит к потребителю, т.е. всякий товар - продукт труда, но не всякий продукт труда - товар. Второе, связанное с первым, говорит о том, что переход продукта труда в товар - это процесс, протекающий во времени и пространстве, состоящий из целого ряда этапов.

Именно этот процесс перехода продукта труда в товар и составляет сущность товарных общественных отношений, представляя собой предмет регулирования на третьем уровне управления экономики. И хотя два предыдущих уровня экономического управления во многом определяют те закономерности, которые характерны для третьего уровня, иерархическое построение всей системы долго затеняло единый характер проявления законов развития экономики.

Второй уровень экономического управления проявляется в третьем, выступая в виде производителя продуктов труда, законченных в производстве и предназначенных для обмена. Но это еще не товары. Это - продукты труда, и, как продукты труда, они сохраняют все свои характеристики и стоимостные и информационные, т.е. с точки зрения информационных характеристик они обладают определенными потребительными свойствами, которые в соответствии с законом сохранения стоимости обладают аб-

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.