Заработная плата, цена и прибыль

Но, несмотря на это воистину гениальное открытие А.Смита, экономисты на протяжении веков продолжали измерять норму прибыли на "основной или весь авансированный капитал", и даже сумели найти "закономерные тенденции" этой нормы прибыли к понижению.

При этом под "основным капиталом" понимается цена орудий и средства производства, используемых в производстве, а под "оборотным капиталом" авансированную заработную плату и ценовое значение авансированной стоимости начальных условий производства.

Информационная теория экономики показывает, что ни основной, ни оборотный капитал никакого отношения к абсолютной прибыли не имеет. Основной капитал, как мы теперь знаем, характеризует всего лишь относительную стоимость и восполняется обществом по мере износа и морального старения за счет общественной относительной прибыли, а оборотный капитал вообще участвует в управлении экономическими процессами только на третьем уровне управления, где прибыль принципиально не может образовываться, так как она формируется только в процессе производства, а на третьем уровне управления лишь выявляется как результат единого общественного труда.

Абсолютную прибыль несет информация используемая в сфере воспроизводства, в том числе, конечно, и овеществленная информация, т.е. информация, заложенная в основном капитале, но приобретая основной капитал, субъект авансирующий производство, т.е. создающий предприятие, за информацию не платит, т.к. оплачивает только относительную стоимость трансформации этой информации в оборудование, энергетические затраты на создание орудий и средств производства. Информацию этот субъект получает "даром", что и определяет появление абсолютной прибавочной стоимости.

Чем больше информационная емкость создаваемого товара, т.е. чем больше информации использовалось при его производстве, тем больше абсолютная прибыль производителя.

Правда, в процессе рыночного ценообразования происходит некоторое перераспределение абсолютной прибыли между производителями и потребителями второго уровня. Это перераспределение происходит за счет некоторого снижения цен на высокоинформационные товары с одновременным повышением цен на товары низкоинформационные благодаря рыночному механизму "спроса-предложения", т.к. только в этом случае сохраняется уравнение торгового баланса и производители низкоинформационных товаров могут эквивалентно обменивать свою продукцию на товары высокоинформационные.

К сожалению, механизм спроса-предложения, работает далеко не безупречно, особенно при дефиците выпускаемой товарной продукции на рынке или при монопольном производстве товаров отдельными товаропроизводителями. Мы здесь не будем касаться этих вопросов, отправляя читателя к любому пособию по макроэкономике, где они подробно рассматриваются.

При рассмотрении же макромодели экономики важно в этом вопросе уяснить следующее:

абсолютная прибыль и характеризующая величину этой прибыли рентабельность являются важнейшими показателями любого производства и каждый производитель второго уровня стремиться к максимальному повышению этих показателей.

В этом понятном стремлении, как показывает практика, далеко не все производители второго уровня, стремятся достигнуть высоких показателей закономерным путем, т.е. путем повышения производительности труда за счет внедрения в производство информационных способов его повышения. Такой путь требует определенных материальных затрат, интеллектуальной подготовки и переподготовки занятых в производстве людей. Конечно же, легче использовать известные с незапамятных времен простые,

не требующие затрат, способы повышения прибыли - завышение цен или снижение заработной платы, хотя и то и другое, что также известно с незапамятных времен, является присвоением чужой прибыли.

Где проходит грань между естественным перераспределением абсолютной прибыли при рыночном ценообразовании и искусственном присвоением этой прибыли путем завышения цен, точно указать практически невозможно. Однако правильный подсчет рентабельности предприятия с учетом характера производства, наукоемкости выпускаемой продукции, может с достаточной практической точностью ответить на этот вопрос. Но это уже предмет специальных практических исследований.

Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.