Пространственная ценовая дискриминация.

C F Z X K P

Рисунок 6

Р

является базисным пунктом, в котором объявленная заводская цена равна РВ

. Цены с учетом доставки назначаются на основе линии «Р

+перевозка» ВТне только заводом Р

, но также заводом С

и заводами других городов. Таким образом, завод в С

применит явно дискриминационный способ установления цен и назначит для своих местных покупателей цену С

G

, для покупателей из F

- цену FL

, а для покупателей в К

- цену КЕ

. Для поставок груза на близкое расстояние С

установит высокую цену доставки из Р

, в то время как реальная стоимость доставки, увеличивающаяся вдоль кривой AR

, весьма невелика. Излишек платы сверх реальной стоимости доставки при назначении цен на основе системы базисных пунктов называется платой за фиктивную перевозку. В F

размер подобной платы для покупателей товара, произведенного в С

, составляет виличину DL

, хотя если бы товар покупался в Р

, платы за фиктивную перевозку не было бы. С

не получает платы за фиктивную перевозку только в том случае, если он продает свой товар к востоку от Х

. Тогда реальная стоимость перевозки превышает плату за доставку товара; таким образом, продавая свой товар покупателям из К

, продавец из С

недополучает стоимость перевозки, равную величине NE

на единицу товара. Он пойдет на это, если предельные издержки производства ег товара для К

меньше величины (СА-

NE

). Имея достаточно низкие предельные издержки, завод в С

может счесть выгодным распространить свою продукцию до Р

или дальше на восток, недополучая при этом стоимость доставки. Р

, в свою очередь, полностью компенсирует свои затраты на доставку, продавая по цене «Р+

» в С

и далее на запад. Имея одинаковую заводскую цену при таких продажах на западе и у себя в регионе, производитель из Р

будет очень заинтересован в получении доли рынка в С

. Таким образом, каждый завод сможет поставлять продукцию на чужую территорию, неся при этом расходы по доставке в большем объеме, чем это ему пришлось бы делать на своей территории. Такая практика называется встречными перевозками.

Воздействие платы за фиктивные перевозки было уменьшено в значительной мере после введения системы множественных базисных пунктов. При этой системе в качестве базисного пункта принимается не один завод-производитель, а несколько. При этом цена сучетом доставки, назначаемая для каждого конкретного покупателя, отражает самую низкую из применяемых цен базисных пунктов с добавлением стоимости доставки из этой точки.

Чтобы показать, как работает эта система, снова обратимся к рисунку 6. Предположим, что и С

и Р

являются базисными пунктами, при этом заводская цена в С

равна СА

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.