Особенности российских ВИНК

Для российской нефтяной промышленности, обладающей всеми стадиями нефтяного цикла, реформирование путем создания ВИНК правильно, но вместе с тем существует ряд характерных отличий классических вертикально-интегрированных компаний от российских в их теперешнем состоянии.

Во-первых, западные компании росли органично под воздействием рыночных сил, отвечая на запросы и вызовы потребителя и регулирующих мер государства. Каждая из существующих компаний прошла через серию слияний и продаж своих дочерних структур, которые продолжаются и поныне. Российские же компании были созданы одномоментно в соответствии с президентскими и правительственными нормативными актами под уже готовую и проверенную жизнью, правда, в других экономических условиях, идею. В их со­ставе объединились предприя­тия, десятилетиями функцио­нировавшие в рамках различ­ных министерств и ведомств в условиях централизованно планируемой, разобщенной в отраслевом отношении эконо­мики. При этом набор объеди­няемых предприятий далеко не всегда имел достаточно со­держательное обоснование. Поэтому проблема их взаимо­действия и превращения в еди­ный экономический организм, одной из целей функциониро­вания которого является получение оптимальной совокупно­сти прибыли, пока еще не ре­шена.

Форма организации взаимо­действия предприятий, входя­щих в большинство российских компаний, известна в мире как "мягкий холдинг". Он предпо­лагает, что дочерние структуры практически независимы друг от друга в том смысле, что их производственная деятель­ность и маркетинг не согласо­ваны в рамках единого страте­гического подхода. При такой ситуации главная цель созда­ния ВИНК практически теряет­ся, но предприятия получают полную возможность оптими­зировать результаты своей де­ятельности.

Такая форма организации не очень распространена в миро­вой практике и возникает в за­рубежных компаниях на опре­деленных стадиях их развития, когда отдельные предприятия достигают той степени зрелости, при которой любое вмеша­тельство в их деятельность со стороны компании может только ухудшить положение, или компания становится настоль­ко большой, что не в состоянии эффективно управлять всеми своими предприятиями. Как правило, такое положение воз­никает только с отдельными предприятиями компании, ко­торые остаются в ней в основ­ном для сохранения привычной на рынке торговой марки и, возможно, для поддержания и использования установивших­ся связей в информационной и финансовой сферах.

Причина, по которой россий­ские компании находятся в со­стоянии "мягкого холдинга", имеет другое происхождение. Она. объясняется уже упоми­навшимся одномоментным "директивным" их образовани­ем. Создалась такая ситуация, когда различные предприятия нефтяного комплекса, сохра­няя свои болезни, были слиты в новые организационные струк­туры, призванные эти болезни вылечить. Однако механиче­ское слияние пока не приносит ожидаемых плодов.

Конечно, как будет сказано ниже, такое обобщение не может касаться всех российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так, например, НК «ЛУКойл» с 1995 года успешно проводит политику консолидации с целью ужесточения централизации управления в компании.

Важной уникальной особен­ностью российских нефтяных компаний является то, что они функционируют в условиях двух существенно отличаю­щихся друг от друга ценовых условий на сырую нефть. В то время как внутренние рознич­ные цены на неэтилированный бензин А-92 достигли амери­канского уровня, а оптовые в определенные периоды превы­шали цены в Роттердаме, цена на сырую нефть остается существенно ниже мировой. После неоднократных повышений и достижения потолка платеже­способного спроса она не пре­вышает 60% от мировой цены (с учетом акциза).

Ситуация с ножницами цен стимулирует нефтедобываю­щие предприятия и нефтяные компании максимизировать экспорт сырой нефти. Однако этому препятствуют техниче­ские возможности существую­щей транспортной системы, которая уже близка к насыще­нию. Кроме того, экспортная ориентация нефтедобычи ста­вит под удар сложившуюся систему нефтепродуктообеспечения, перестройка которой может быть очень болезненной для всей экономики. Возмож­ности экспорта нефтепродук­тов с российских НПЗ также имеют предел в силу высоких производственных затрат, что делает их ограниченно конкурентоспособными, да и то только при закупке сырой неф­ти по внутренним ценам (сред­няя цена набора нефтепродук­тов, получаемых из одной тон­ны сырой нефти на российских НПЗ, на 30-40% ниже среднемировой). Поэтому перед рос­сийскими ВИНК стоит задача нахождения оптимального ба­ланса между экспортом (в пре­делах транспортных возможно­стей), поставкой на свои и дру­гие НПЗ и производством неф­тепродуктов для удовлетворе­ния внутреннего спроса и эко­номически эффективного экс­порта.

Необходимо указать на еще одну существенную особен­ность российских ВИНК – достаточно высо­кую степень государственного участия, которая остается, не­смотря на проводимые залого­вые и другие аукционы. Это происходит не только из-за на­личия государственных паке­тов акций и участия государст­ва в управлении компаниями, но и вследствие природы рос­сийских компаний. Практиче­ски почти все их активы были созданы за счет государствен­ного бюджета, т.е. за счет общества, которое не получило в результате приватизации адек­ватной компенсации. Поэтому, даже если государство уступа­ет свои пакеты акций, оно бу­дет иметь поддерживаемое об­ществом моральное право (ко­торое несложно превратить в законодательные акты) пред­писывать компаниям опреде­ленную деятельность, противо­речащую их экономическим ин­тересам, как это было, напри­мер, в случае с товарным кре­дитом сельскохозяйственным предприятиям. Однако, с расширением участия в акцио­нерном капитале ВИНК частных и иностранных инвесторов вли­яние государства осла­бевает вместе со снижением его первоначальной доли в компаниях.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.