Несовершенная конкуренция.

Другим естественным барьером, запрещающим или ограничивающим проникновение в отрасль, являются патенты и лицензии. Изобретатели, имеющие патент, в течение некоторого времени являются монопольными производителями. Государство с помощью лицензий ограничивает доступ в отрасль или занятие какой-либо деятельностью. Следовательно, на основе патентов и лицензий возникает естественная научно-техническая монополия. Она носит временный характер, исчезая по мере распространения и коммерческого освоения результатов научных исследований и технологических разработок.

Государство может предоставить статус единственного продавца в отрасли (транспорт, связь, газоснабжение), где долгосрочные издержки минимальные только, если одно предприятие обслуживает весь рынок. Взамен государства сохраняет за собой право регулировать действия этих монополий, чтобы исключить злоупотребления монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.

Несовершенство рынка обусловлено тем, что покупатели не склонны "переходить" от одного продавца к другому, если же при этом тот или иной продавец в состоянии поделить свой рынок на отдельные части, то становится ощутимой ценовая дискриминация. Дискриминация возникает тогда, когда монополист в течение одного периода предлагает покупателям один и тот же товар, но по разным ценам. Ценовая дискриминация наиболее сильна, если продавец данной продукции не участвует в конкуренции, или когда конкурирующие продавцы заключили между собой соглашение, или когда рынки, на которых монополист ведет торговлю, отделены один от другого географически или посредством таможенных барьеров. Очевидно, что дискриминация может осуществляться лишь тогда, когда продавец полностью контролирует рынок и исключена возможность перепродажи товаров одним потребителем другому.

Практика применения различных цен со стороны монополий обусловлена разной реакцией спроса на изменение цены. Можно выделить три основных типа дискриминации:

> Личная. Некоторые покупатели с готовностью приобретают товар по стоимости выше рыночной, что связано с разницей в уровне доходов, другим предоставляются различные условия покупки или оплаты услуг в зависимости от количества приобретаемого блага;

> Материальная. Цена зависит от использования продаваемых товаров или услуг;

> Географическая. Продавец использует разницу в расстоянии и назначает цены, играя на разнице в таможенных тарифах, защищающих национальные рынки.

Высокая цена устанавливается там, где эластичность спроса меньше всего, а ценовая дискриминация наоборот обеспечивает наибольшую отдачу на рынке с высокой эластичностью. В целом ценовая дискриминация стимулирует спрос среди различных категорий потребителей и способствует расширению выпуска продукции.

Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги:

- считается, что все многообразие рыночных структур охваты­вается четырьмя теоретическими моделями: 1) совершенно конкурент­ный рынок; 2) монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия ;

- два основополагающих правила применимы для анализа 2 любо рыночной структуры : 1) фирма должна продолжать производство това­ра, если при достигнутом уровне выпуска готовой продукции ее сум­марный доход превышает суммарные переменные издержки; 2) если фирма решила продолжать производство , то она должна выпускать та­кое количество продукции, при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам ;

- в условиях совершенно конкурентного рынка кривая спроса от­дельной фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене то­вара, а кривая предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных издержек. В краткосрочном периоде фирма приспосабливается к вариациям рыночных цен, только изменяя величину переменного фактора.

- при монополии кривая спроса и среднего дохода совпадает с рыночной кривой спроса. Это происходит всегда при объемах производства, меньших, чем в условиях совершенной конкуренции, но более высоких це­нах . Равновесие монополиста в долгосрочном периоде будет продол­жаться, пока фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискримина­ции монополист может увеличить объемы продаж и получаемую прибыль;

- модель монополистической конкуренции характеризуется соче­танием совершенно конкурентного (свобода входа и выхода) и монопо­листического ( падающий характер кривой спроса ) рынков. Отличи­тельной чертой является наличие в отрасли достаточного числа кон­курентов, которые проводят собственную ценовую политику , не взи­рая на реакцию конкурентов;

- при олигополии выполняются три условия: 1) в отрасли дейс­твуют несколько фирм, так что отрасль не является монополизиро­ванной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер; 3) в отрасли присутствует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.