Несовершенная конкуренция.

Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных то­варов или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравне­нию с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе историчес­кой тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной кон­куренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слия­ния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием уси­лий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприя­тия.

Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретения того или иного предприятия либо пол­ностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.

Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя по­добного рода централизация капитала и производства может быть эко­номически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая "война". В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация ка­питала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ре­сурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конку­ренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.

Другим существенным фактором, создающим объективные предпо­сылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расши­рение производства с целью реализации эффекта масштаба производс­тва. В процессе совершенствовании техники и появления новых техно­логий существенно расширялись технологическая концентрация произ­водства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масшта­бов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.

Эти препятствия связаны как с финансовыми проблемами, так и с требованием достижения низких издержек производства. В результате, и с технической, и с экономической, и с финансовой точек зрения, достижение масштаба производства, становится трудно преодолимым барьером для вступления в отрасль. Кроме того, во многих случаях удовлетворение совокупных потребностей общества в национальных, региональных или локальных границах лучше обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов несколькими хозяйствен­ными субъектами, нежели многими конкурентами с незначительными объемами производства. К тому же существуют общие правовые ограни­чения, защищающие интересы производителей, связанные с владениями патентами, лицензиями.

Специфика олигополистической структуры рынка обуславливает особенности рыночного поведения хозяйственных субъектов и ценооб­разования. Ценообразование на олигополизированном рынке характери­зуется многообразием форм своего проявления, но их группировка позволяет выделить четыре основные принципа: ценовая конкуренция, тайный сговор в цене, лидерство в ценах, ценовая накидка. При этом надо отметить, что всеобщая взаимозависимость и непредсказуемость в отношении ответных действий со стороны конкурентов делает анализ олигополистического ценообразования весьма сложной проблемой. Тем не менее, изучение базовых положений ценообразования в рамках оли­гополии позволяет получить отправные моменты для понимания поведе­ния агентов рынка с олигополистической структурой.

Ценовая конкуренция. В условиях ограниченного числа поставщи­ков определенного товара их поведение можно описать двояким обра­зом. С одной стороны, повышение или понижение цены на товар одним из товаропроизводителей вызывает адекватную реакцию конкурентов. В данном случае действия конкурентов нейтрализуют преимущество в це­не, которые пытался добиться один из хозяйственных субъектов. В ре­зультате между конкурентами фактически не происходит перераспреде­ление общих объемов продаж, т. е. каждый из конкурентов не ощущает потери своих потребителей.

Если и происходит отток или приток потребителей, то это ощуща­ет отрасль в целом под воздействием понижения или повышения цен всеми товаропроизводителями. В зависимости от направления динамики цен потребители будут искать способы удовлетворения своих потреб­ностей: то ли путем расширения объема закупок товара данной отрас­ли, то ли других отраслей. С другой стороны, понижение или повыше­ние цен одним из товаропроизводителей на свою продукцию может выз­вать безразличное отношение конкурентов. В таком случае повышение цены приведет к сокращению доли общего объема продаж товаропроиз­водителя, который воспользуется такой возможностью. Понижение цены, напротив, позволит ему расширить объем продаж данного товара за счет покупателей других конкурентов. В реальной действительности, в зависимости от конкретно складывающихся обстоятельств поведение конкурентов в качестве ответной реакции на действия одного из олигополистов может быть весьма разнообразным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.