Этапы развития предпринимательства в России.

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне вхождения в новый, четвертый, этап.

Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже­та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло­вили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы­строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де­фицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, об­щественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предпри­ятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля­емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминаль­ного и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю­чается в том, что средства, накапливаемые в малом предприниматель­стве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключе­нием практически навсегда уходили из сферы накопления и не ис­пользовались для развития национального производства и его инфра­структуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про­цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся­чески поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко­оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз­витие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения ре­форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключитель­но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цент­рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто­ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти­ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения на­талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, кото­рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера­пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы­сокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприя­тий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит фено­менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа­ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо­вую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре­одоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй­ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун­кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на­родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе­ре материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера­пии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст­ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре­форм МП

продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важ­нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци­альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос­тавление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель­ства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо­приятные условия для любой торговой деятельности.

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.