Особенности правового регулирования авторского права.

Назначение и достоинства произведения.

В советской юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность1 . Однако эта позиция поддержки в науке не получила и была отвергнута подавляющим большинством ученых. Ни , прежнее, ни ныне действующее законодательство такого требования к произведениям не содержало и не содержит. Более того, ст. 8 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» прямо подчеркивает, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их назначения , и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведе­ния, художественные достоинства которых невысоки. Пиломатериалы в Москве: магнитная доска. Школьные канцтовары. 0-11 кл.

Выполнение формальностей.

Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей. Это прин­ципиальная позиция законодательства России, в соответствии с которой авторское право порождает сам факт создания произведения (п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). Кроме того, закон не требует подтверждения наличия у произведения предусмотренных кри­териев, т.е. необходимости какой-либо квалификации произведения как такового для признания его объектом авторского права. В том случае, если возникший спор по поводу авторских прав связан с вопросом о признании того или иного результата интеллектуальной деятельности произведением, охраняемым авторским правом, он решается судом исходя из наличия или отсутствия рассмотренных выше критериев охраноспособности произведения.

Указывая на отсутствие формальностей как условия охраноспособно­сти произведения, следует иметь в виду, что после присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. на всех печатных изданиях (книгах, журналах, конвертах грампластинок и магни­тофонных записей и т. п.) стал проставляться знак охраны авторского права, который состоит из трех элементов: латинской буквы «с» в окружности: ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Порядок и условия проставления знака охраны подробно регламентированы рядом нормативных актов2 . Использование знака охраны, которое подтверждено п. 1 ст. 9 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», не означает введения в российское право требования о выполнении формальностей как условия возникнове­ния охраны.

Применение знака охраны зависит от усмотрения обладателя исклю­чительных авторских прав. Правовой охраной в равной степени будут пользоваться как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака.

Аналогичное значение имеет и предусмотренная ст. 13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» регистрация програм­мных средств в Российском агентстве по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Регистрация программных средств осуществляется исключительно по желанию правообладателя, ей не придается никакого правообразующего значения, но факт регистрации может сыграть полезную роль при разрешении спора об авторстве на программу или ее незаконном использовании.

Правовое значение отдельных элементов произведения.

Объектом авторского права является не только произведение в целом, но и часть произведения (включая его название), которая является резуль­татом творческой деятельности и может быть использована самостоятельно (п. 3 ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»). В этой связи большое значение для понимания сущности правовой охраны про­изведений по российскому законодательству имеет принятое в литературе выделение у произведения «юридически безразличных» и «юридически значимых» элементов. В российской юридической литературе эта проблема наиболее глубоко исследована в работах В. Я. Ионаса1 , который не оста­новился на традиционном выделении у произведений формы и содержания, а детально рассмотрел все составляющие их структурные элементы. В итоге им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, т. е. неохраняемым, элементам произведения художествен­ной литературы были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. В теории литературы эти элементы называют содержанием произведения. Их заимствование не налагает на пользовате­лей никаких обязанностей, т. е. не является нарушением авторского права.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.