Особенности правового регулирования авторского права.

В принципе аналогично решается вопрос с охраной сюжетного ядра произведения. История лите­ратуры и искусства знает немало творений, в которых используются сходные сюжетные ходы и один и тот же исходный материал.

Такой же позиции придерживается судебная практика.

К содержанию произведения, которое как таковое не защищается Фирмами авторского права, относится и такой элемент произведения, как его название (заголовок). Однако если название является оригинальным и отражает творческую самобытность автора, оно пользуется правовой охра­ной.

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения от­носятся образы язык произведения. Под художественным образом пони­мается специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мелей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-ми-мической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, слушателя, читателя2 . В науке авторского права создан­ные художником образы именуются внутренней формой произведения. Она пользуется правовой охраной, так как является результатом творческой деятельности и отражает индивидуальность своего творца. Считается, что в принципе образы произведения могут быть заимствованы для создания нового, творчески самостоятельного произведения при условии придания им новой внешней формы. В этом случае, однако, закон требует обяза­тельного согласия автора первоначального произведения и указания ис­точника заимствования.

Внешней формой произведения является язык произведения, под которым понимаются свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т. е. совокупность используемых им изобразитель­но-выразительных средств. Язык произведения заимствован быть не может, в таком случае используется цитирование с указанием источника.

Теоретическое разграничение элементов произведения на охраняемую законом форму и не охраняемое содержание проводится в отношении не только художественных, но и научных произведений. Так, считается, что такие образующие содержание научного произведения элементы, как постановка научной проблемы, метод научного исследования, научные факты, интерпретация, систематизация, гипотеза и теория и др., самосто­ятельного правового значения не имеют и не охраняются сами по себе, вне определенной формы1 . В обоснование этого справедливо указывается, что научное открытие, составляющее элемент содержания научного произве­дения и не получившее в качестве этого элемента правовой охраны, было выделено как самостоятельный объект гражданского права. Если бы от­крытие получало достаточную правовую охрану по авторскому праву, то не было бы нужды в создании самостоятельного правового института в виде права на открытие2 .

Что же касается охраняемых элементов научного произведения, то к ним относятся: 1) внешняя форма, т.е. его язык, включающий особые научные знаки и символы, и 2) внутренняя форма, которую образуют принятая автором последовательность изложения научных понятий, логи­ка, система раскрытия научных идей и расположение материала.

В связи с тем, что авторское право охраняет форму произведения, для установления случаев нарушения авторских прав путем заимствования решающее значение имеют буквальные совпадения, для установления которых составляются таблицы совпадений («текст на такой-то странице в одном произведении соответствует тексту на такой-то странице в другом произведении»)3 .

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.