Особенности правового регулирования в отношении средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг)

1. Правовая охрана фирменных наименований

Понятие и признаки фирменного наименования.

Действующее российское законодательство, в том числе и Положение о фирме 1927 г., не дает определения фирменного наименования, а лишь указывает на его реквизиты. В юридической литературе фирмой чаще всего называется то наименование, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо в ряду других участников гражданского оборота.1 Основное назначение фирмы состоит в индивидуализации отдельных участников гражданского оборота. Чтобы обеспечить решение данной задачи, законодательство предъявляет к фир­менным наименованиям ряд требований, которые обычно оцениваются в литературе в качестве принципов фирмы.

Прежде всего наименование предпринимателя должно правдиво отра­жать его правовое положение и не вводить в заблуждение других участников гражданского Оборота. В этой связи ведущим принципом является принцип истинности фирмы. Фирменное наименование должно содержать соответ­ствующее действительности указание на организационно-правовую форму предприятия (казенное предприятие, общество с ограниченной ответствен­ностью, открытое акционерное общество и т.д.), его тип (государственное, муниципальное, частное), профиль деятельности (производственное, на­учное, коммерческое и т.д.), личность владельца и т.п. Положение о фирме (п. 7) запрещает включать в фирменное наименование обозначения, спо­собные ввести в заблуждение. Так, владелец частного предприятия не может избрать в качестве фирменного наименования такое обозначение, которое ассоциируется у третьих лиц с государственной принадлежностью предприятия.

Далее, чтобы выполнять функцию индивидуализации участников граж­данского оборота, фирменное наименование должно обладать отличительными признаками, которые бы не допускали смешении одной фирмы с другой. Этим обусловлен принцип исключительности фирмы, в соответст­вии с которым фирменное наименование; должно быть новым и отличным от уже используемых наименований. Казалось бы, из него с очевидностью следует, что не допуска­ется использование тождественных фирменных наименований различными субъектами, с одной стороны, и, напротив, разрешается выступать в обороте хотя бы и под сходными, но не полностью совпадающими фирмами, с другой стороны. Поэтому, например, если предприятия имеют различную организационно-правовую форму, которая отражена в их фирменном наименовании, они могут выступать в обороте под одним и тем же названием. Такую позицию занял, в частности. Высший Арбитражный Суд РФ, давший соответствующее разъяснение в письме от 29 мая 1992 г. №С-13/ОДИ-122 «Об отдельных решениях совещаний по арбитражной практике».1

С другой стороны, по смыслу закона не исключается использование участниками оборота и полностью совпадающих фирменных наименова­ний, если это не приводит к коллизии их интересов и не вводит в заблуждение третьих лиц.

Содержание принципа исключительности фирмы не ограничивается однако, лишь сферой используемых фирменных наименований. Наименование предпринимателя не должно совпадать также с принадлежащими третьим лицам товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров.

Наконец, должная степень индивидуализации участников оборота может быть обеспечена фирмой тогда, когда она остается неизменной в течение всего времени, пока пользующийся ею предприниматель сохраняет свой организационно-правовой статус. Это требование находит отражение в принципе постоянства фирмы.

Рассмотренные выше принципы определяют структуру фирменного наименования. В литературе Принято выделять две части фирмы — основную, которая именуется кор­пусом фирмы, и вспомогательную, которая именуется добавлениями. Корпус фирмы, являющийся обязательной частью всякого фирменного наименования, дает указание на организационно-правовую форму предприятия, его тип и предмет деятельности, а в некоторых случаях — и на другие его характеристики. Так, фирменное наименование акционерного Общества обязательно должно содержать указание на то, что общество является акционерным (п. 2 ст. 96 ГК РФ); фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно указывал» на то, что предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК РФ) и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.