Барьеры для входа в отрасль: как поддерживается монопольная власть

Какие-либо уникальные способности или знания также могут создать монополию. Талантливые певцы, художники, спортсмены или "сливки общества" какой-нибудь другой среды обладают монополией на использование своих услуг. Например, если бы вы были Сильвестром Сталлоне, вы могли бы получать астрономические гонорары за свои услуги в каждом фильме. Сталлоне получил 15 млн. долларов плюс проценты от кассовых сборов за его роль в "Рокки-4". Сталлоне получил, как сообщалось, гонорар, превышающий 12 млн долларов за свои услуги в фильме "Над вершиной", выпущенном в 1986 году.

Фирмы, у которых есть технологические секреты, обладают монополией, если другие фирмы не могут воспроизвести их приемы обработки и производства продуктов. Например, "Coca-Cola" тщательно охраняет свою формулу сиропа, который входит в классическую "Coca-Cola". Секретная формула обеспечивает компании монополию на ее напиток. Конечно, поскольку существует много близких или заменяющих ее безалкогольных напит­ков, "Coca-Cola" не обладает чистой монополией.

4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного монопо­лизацией рынка. Преимущества в затратах, имеющиеся у очень крупных фирм, могут позволить одной фирме, обслуживающей весь рынок в качестве единственного продавца, производить продукцию с более низкими издержками, чем это было бы возможно, если бы рынок обслуживался двумя или более продавцами. Например, в более низких средних издержках производства по мере роста фирмы могла бы выразиться экономия на масштабах производства (увеличивающийся эффект масштабов производства). Это может способст­вовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия, защищая свой рынок сбыта, может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступным для "новичков" на рынке).

Если фирмы могут последовательно снижать средние издержки производства и пол­учать прибыли путем расширения производства, чтобы удовлетворить долгосрочный ры­ночный спрос, то, в конечном счете, как основной поставщик утвердится одна фирма. Совершенная конкуренция при этих обстоятельствах привела бы к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те, которые были бы при монополии, так как поддержание конкуренции потребовало бы существования многих маленьких фирм с небольшими рыночными долями. Если бы совершенная конкуренция существовала изна­чально, то она бы закончилась, как только существующие фирмы слились бы или одна фирма скупила бы и консолидировала их активы. Чтобы воспользоваться преимуществом низких издержек крупного производства и достичь более низких средних издержек, долж­на доминировать одна фирма. Раз она доминирует, новые фирмы не могут войти в отрасль, так как они изначально были бы слишком малы, чтобы достичь тех средних издержек, которыми пользуется доминирующая фирма. Доминирующая фирма всегда могла бы про­изводить по более низким средним издержкам, чем любая новая фирма, входящая в отрасль. Она бы могла, следовательно, временно снизить свою цену и все еще получать прибыль. Таким образом, она может использовать свой контроль над ценой, чтобы вытол­кнуть из отрасли любого соперника.

Рис. 1 показывает долгосрочную кривую средних издержек отдельной фирмы вме­сте с кривой рыночного спроса на ее товар. Заметим, что средние издержки производства снижаются на протяжении всего интервала значений выпуска, для которого кривая спроса лежит выше кривой LRAC (долгосрочной кривой средних издержек). Это означает, что при всех величинах выпуска, за который покупатели готовы уплатить такую цену, которая превосходит средние издержки, фирма всегда может снизить средние издержки еще боль­ше, производя больше продукции. Легко показать, что при данных обстоятельствах при любой величине выпуска единственный продавец может предложить все требуемое коли­чество товара с более низкими затратами, чем два или более продавца. Например, единст­венный производитель мог бы, если бы решил поступать так, выпустить количество товара Q1. Если бы он предложил на продажу на рынке все это количество, то покупатели были бы готовы заплатить цену Р1, которая была бы в точности равна средним издержкам при этом выпуске, т. е. LRAC1. Общие затраты производства, следовательно, были бы: LRAC1 (Q1).

Перейти на страницу: 1 2 3

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.