Барьеры для входа в отрасль: как поддерживается монопольная власть

Предположим, вместо этого две фирмы произвели бы каждая по половине количества, потребного на рынке, когда цена установилась на уровне P1. Каждая из двух фирм понесла бы средние издержки производства, равные LRAC2 > LRAC1, и каждая предложила бы продать количество, равное Q1/2 по этой цене. Общие издержки производства Q1 единиц выпуска были бы, следовательно

TC2 = LRAC2(Q1/2)+LRAC2(Q1/2) = LRAC2(Q1) > LRAC1(Q1).

Вы можете увидеть, что, если бы на рынке была цена P1, то две меньшие фирмы оказались бы не в состоянии покрыть свои средние издержки производства и, следователь­но, понесли бы экономические убытки. Единственная крупная фирма, обеспечивающая весь рыночный спрос, может, следовательно, выпустить данное количество товара с более низкими общими издержками, чем две или более меньших фирм, когда взаимоотношение между кривой спроса и кривой LRAC (средних затрат в долгосрочном плане) является таким, как показано на рис. 1. Подобная фирма могла бы вытеснить из отрасли меньшие фирмы, понижая цену так, чтобы удовлетворить весь рыночный спрос. Конечно, как только бы она предприняла подобные действия, ни одна меньшая конкурирующая фирма не смогла бы продавать товар по такой цене и получать прибыль. Фирма же, утвердив таким образом свое монопольное положение, была бы вольна сократить свой выпуск, принуждая тем самым цену подняться. Сокращение производства стало бы реальностью, если бы фирма могла таким образом увеличить свои прибыли. Если бы опять новые фирмы попы­тались проникнуть на рынок, эта фирма могла бы вновь, как ранее, снизить цены.

Фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой-либо товар с мень­шими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли бы точно такое же количество товара, называется естественной монопо­лией. Естественные монополии могут преобладать для таких продуктов, как местное обес­печение электроэнергией, газом и местные услуги телефонной связи. Экономия затрат, происходящая из-за крупномасштабного производства (при увеличивающемся эффекте роста масштабов производства), является причиной того, почему этим фирмам часто предоставляются монопольные права. Изменения в технологии могут изменить затратные условия. Например, дальняя телефонная связь когда-то считалась естественной монополией, но она больше не рассматривается как таковая из-за изменений в технологии. Системы спутниковой связи и другие технологические новшества позволяют ряду фирм конкурировать и в отрасли дальней связи, а более крупный продавец больше не обладает преимуществами более низких средних издержек производства.

Перейти на страницу: 1 2 3 

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.