Перспективы инвестиционной активности.

Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства может составлять до 40%, что соответствует мировой практике. При этом, по аналогии с практикой международных финансовых организаций, предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков. Одновременно государство может за счет Бюджета развития предоставить коммерческому банку гарантии финансирования данного проекта в размере до 40% средств, ссужаемых им инвестору. Ограничение предоставляемой гарантии определяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Чем выше уровень защиты гарантией, тем меньший объем гарантий может быть предоставлен.

Доходы Бюджета развития предлагается формировать, как уже говорилось, за счет источников финансирования дефицита бюджета, в том числе и целевых инвестиционных кредитов Мирового банка, и кредитов, выдаваемых в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями. Расходы Бюджета развития направляются,

во-первых,

на прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для со финансирования проектов. Два года работы Минэкономики России с представляемыми на конкурс инвестиционными проектами позволили отработать методику и отладить организацию дела, существенно подтянуть уровень культуры действий участников конкурса. С учетом накопленного опыта предлагается расширить условия конкурса для отдельных групп проектов, принимая во внимание объективные различия отраслей, в том числе по срокам окупаемости.

Второе

направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных операций, включая пополнение оборотных средств Такие кредиты также должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года.

Третье

направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в виду проводить на конкурсной основе.

И четвертоенаправление - покрытие обязательств по выданным государством гарантиям. В проекте федерального бюджета на 1997 г. предусмотрено предоставление таких гарантий на сумму до 50 трлн. руб. Указанные гарантии предназначены для частичной страховки коммерческих банков от не возврата ссуд, выданных ими на инвестиционные проекты. Такое решение связано с риском. Но этот риск оправдан, так как позволяет устранить основную причину, удерживающую банки от предоставления долгосрочных ссуд. Вместе с тем и у государства, и у банка-кредитора появляются независимые риски на одного и того же заемщика, что резко увеличивает требования к качеству отбора заемщика и проекта. Кроме того, обязательным условием предоставления государственной гарантии следует считать страхование и перестрахование риска проекта и имущества заемщика.

При уровне предлагаемого гарантийного покрытия в 40% привлеченные кредитные ресурсы могут составить в 1997 г. около 125 трлн. руб. Возможные выплаты по гарантиям (исходя из срока окупаемости проектов до 4,5 лет и предположения, что из десяти проектов один сорвется) могут начаться в 1998 г. и составить 1,2 трлн. руб. в первый год. С увеличением в дальнейшем предоставляемых гарантий к 2000 г. эта сумма возрастет до 5,3 трлн. руб.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8

 

Олигополии

Монополии

Лизинг


Финансовые консультации на сайте www.finsolve.ru.